На главную

КУПОЛЬНЫЕ ДОМА

Как открыть риэлторскую контору

Как открыть риэлторскую контору

Автор: Деловой Петербург

Риэлтерскую контору открывают, поработав агентом

Собственное агентство как фактор статуса

Небольшая риэлтерская контора считается успешной, если она приносит от $50 тыс. чистого дохода в месяц. Открытие собственного агентства недвижимости считается беспроигрышным делом для агента с опытом и связями...

...Участники рынка считают, что без опыта работы в торговле недвижимостью открыть успешную риэлтерскую фирму практически невозможно. Торговля недвижимостью подразумевает не только владение информацией об объектах, но и комплекс услуг: сбор и правильное оформление документации, знание юридических тонкостей, контроль взаиморасчетов продавца и покупателя и прочее. "Из вновь открывающихся агентств до 50% прекращают свою деятельность", - считает пресс-секретарь Центрального агентства недвижимости Вадим Зотов.

1 шаг

Персонал

Создавать агентство по торговле недвижимостью нужно с подбора персонала.

Основу штата составляют менеджеры и агенты. Агенты - сотрудники, работающие с конкретной сделкой. Менеджеры руководят агентами, курируют их сделки.

Их зарплата может состоять только из процентов от сделки или из оклада плюс проценты. Средний процент составляет 60% от заработанных для фирмы денег. Процент может быть выше (до 90%), если риэлтер независим и работает вне офиса.

Бухгалтер может быть приходящим или работать полный рабочий день. В зависимости от графика работы ему начисляется заработная плата ($150-350).

Владельцы небольших агентств нередко ведут бухгалтерию самостоятельно. В зависимости от общего количества сотрудников и их занятости может потребоваться администратор ($100-200).

2 шаг
Юридическое оформление

В 2002 г. были отменены обязательные лицензии для ведения операций с недвижимостью.

Теперь для создания агентства недвижимости достаточно зарегистрировать юридическое лицо. Форма собственности может быть любая: ООО, ЗАО, ИЧП и другие. Сертификация риэлтерских фирм, которую пыталось внедрить правительство города, также не является обязательной.

3 шаг
Материальная база

Для торговли недвижимостью вам потребуется только офис, укомплектованный мебелью и оргтехникой. Он может быть арендован или разместиться в собственном помещении фирмы.

Желательно, чтобы помещение находилось недалеко от метро, в проходном месте. Ежемесячная арендная плата составляет $80-200 за 1 м2. Плюс аренды в том, что плата, как правило, включает стоимость коммуникаций. Собственные площади позволяют "раскручивать" адрес, не опасаясь повышения арендной платы.

"Собственное помещение снижает риски потери бизнеса, - считает владелица ООО "Агентство недвижимости "Регион" Наталья Левашова. - Недвижимость всегда в цене, и стоимость ее только повышается. Разницей в цене вы компенсируете все издержки, если бизнес не заладится". На покупку необходимой мебели и оргтехники потребуется от $2 тыс. и выше.

Сумма зависит от ваших потребностей и амбиций.

4 шаг
Реклама

Реклама необходима любому агентству недвижимости.

Многие риэлтеры открывают агентства в расчете на давних клиентов. "Сарафанное радио" приводит от 80 до 100% клиентов. Однако со временем до половины заказчиков будет приходить через рекламу. Наиболее действенной считается строчная реклама объектов, выставленных на продажу.

"Информацию о предложениях на рынке недвижимости обычно дают в специализированных изданиях, - рассказывает Вадим Зотов. - Затраты на такую рекламу обычно составляют не менее $200 ежемесячно".

Хорошую отдачу дают собственные сайты. Через Интернет приходят клиенты из других регионов страны.

По мере развития бизнеса можно начать раскрутку собственного бренда.

5 шаг
Основные услуги

Основной доход риэлтерской фирмы - комиссионные от операций с недвижимостью.

Процент от сделки обычно составляет 4-8% от стоимости сделки. Процентная схема работает не всегда. Например, если стоимость объекта невысока (менее $10 тыс.), это может быть фиксированная плата $500.

Обычно агентства стремятся работать в какой-то определенной нише рынка недвижимости: городской жилой фонд, коммерческая недвижимость, жилой фонд в области и прочие.

"Чтобы избежать ошибок при проведении сделки, необходимо досконально знать особенности данного сегмента, - считает владелица агентства недвижимости "Регион" Наталья Левашова. - Мы, например, специализируемся на городских квартирах и не рискуем работать с пригородами. И наоборот, существуют такие агентства, которые знают особенности областной архитектуры и не работают с петербургскими объектами".

6 шаг
Дополнительные услуги

Некоторую прибыль (от 5 до 20%) могут принести дополнительные услуги агентства.

Кроме того, они имеют имиджевое значение. Это могут быть юридические консультации, организация безопасности взаиморасчетов покупателя и продавца, согласование перепланировки объектов, перевод жилого фонда в нежилой, транспортные перевозки и прочее. "Юридические консультации не требуют капиталовложений и увеличивают количество клиентов, - считает владелица агентства недвижимости "Барокко" Наталья Тарасова. - Люди, зашедшие за консультацией, могут в дальнейшем обратиться за помощью риэлтера".

Цифры $8-10 тыс. - цена входа в риэлтерский бизнес

Источники: Ассоциация риэлтеров СПб

Кстати

- При подборе агентов учитываются их личностные качества, знание рынка, основ законодательства, опыт работы, репутация, связи. - Интересно, что торговля недвижимостью считается "женской" профессией.

Идеальный соискатель на должность: женщина 35-50 лет, с высшим, желательно техническим или юридическим образованием.

- Сотрудников ищут среди знакомых, переманивают у конкурентов или обучают внутри фирмы.

- В идеале, риэлтерскую контору открывают несколько единомышленников с опытом работы в недвижимости. Они же набирают и воспитывают подходящий для себя штат.

Екатерина Бурцева

Новому агентству нужен конкретный сегмент

"Да, агент на определенном этапе приходит к выводу, что сможет обходиться без начальника, владея информацией о рынке и практическим опытом работы (зачем отдавать существенную часть своих "кровно заработанных"?), и открывает свое дело. Но существует риск, что через некоторое время он захочет вернуться к прежнему "агентскому" состоянию. Дело в том, что, открывая собственную фирму, бывший агент сталкивается с организационными проблемами, причем заработок может оказаться не намного выше, если отсутствуют управленческие навыки и работа команды организована неэффективно. Приходится решать вопросы, как обеспечить контроль над финансовыми потоками, как избежать левых сделок.

Конкуренция в риэлтерском бизнесе высока, особенно после отмены обязательного лицензирования. Соответственно, во избежание потерь, прежде чем открывать риэлтерское агентство, стоит заранее продумать все бизнес-процессы и разработать процедуры работы.

Определенную угрозу для небольшой риэлтерской фирмы представляет постепенное укрупнение бизнеса путем "поедания" мелких агентств более крупными.

Вариантом решения этой проблемы выступает объединение нескольких игроков в ассоциацию или гильдию (в частности, в Санкт-Петербурге образована Ассоциация риэлтеров).

Не только женщины

Массовый потребитель пока не понимает ценности бренда в риэлтерском бизнесе - зачастую, работая с агентом, клиент понятия не имеет, какое агентство тот представляет. И вход на риэлтерский рынок для малых предпринимателей на сегодняшний день открыт. Умение общаться (а значит, умение не только выражать свои мысли, но и слушать собеседника, устанавливая так называемый "раппорт"), личное обаяние, широкий кругозор - эти факторы играют не меньшее значение для оборота риэлтера, чем знание рынка недвижимости. При этом не соглашусь, что стоит формировать штат агентов исключительно из женщин: разнообразие клиентов требует разнообразия продавцов.

Конкретный сегмент

Для обеспечения устойчивого преимущества на рынке небольшому агентству имеет смысл четко позиционировать себя на конкретном рыночном сегменте, определив для себя целевую группу и спектр предоставляемых услуг. Для выбора специализации можно отталкиваться от личного опыта (эта услуга востребована - надо ее предлагать), профессиональных навыков (я это умею - и буду в этом специализироваться) либо заказать маркетинговое исследование в консалтинговой фирме на предмет тенденций рынка. В последнее время в Петербурге активно развиваются такие ниши, как торговля загородной недвижимостью (особенно пользующаяся популярностью у москвичей), доверительное управление недвижимостью (все больше непрофильных организаций инвестируют в недвижимость и нуждаются в советах профессионалов), аренда квартир (как альтернатива малым гостиницам, которых, как известно, в городе катастрофически не хватает)".



Источник: Saint Petersburg Business Guide